Ветер крепчаетПосмотрела "Ветер крепчает".
Один из лучших фильмов Миядзаки - одновременно с очень узнаваемым стилем, но стоящий особняком от остального творчества мэтра.
Это фильм для взрослых. "Мультипликационный" для него не жанр, а средство выражения.
И это не волшебный фильм. Он требует определенной базы знаний - насколько я поняла по реакции (много вычеркнутых бранных прилагательных) зала. Здесь надо быть хотя бы немного в курсе истории Японии (да и вообще ХХ века) - это воздух, в котором существует фильм.
читать дальшеЖил-был мальчик, который мечтал о небе, о красивых самолетах. Что может быть чище мечты о небе? Мечты о полете?
Но живет он не в волшебной стране, а в Японии первой трети ХХ века, и развивается его жизнь - да, творческая и насыщенная - не по законам волшебной сказки, где все живут долго и счастливо, а по законам реального мира, где смертельно больные не выздоравливают просто потому, что кто-то их любит, где министерство обороны не заказывает самолеты, чтобы просто летать. Где воплотить мечту - самый страшный способ ее уничтожить.
Герой прекрасный, очень порядочный и близорукий. Он думает о небе, о самолетах, а вокруг сгущается и лязгает - неотвратимо.
Вот японская военная полиция - белые брюки и темная тень на ступенях. Вот в Германии 30-х бегут за кем-то, мелькают чьи-то силуэты, бьются стекла - и все. Достаточно намека. Кто знает, тот поймет.
Герою это не нравится, но он не думает об этом, потому что по большому счету не думает ни о чем, кроме самолетов.
Что вы хотите от авиаконструктора? Он делает самолеты, он мечтал о них с детства, что ему еще делать?
И он добился, он смог. Он построил самолет своей мечты.
И летят пилоты в его прекрасных самолетах. Улыбаются и машут ему рукой. Отличная машина, идеальная машина.
А куда они летят?
А летят они за кадр. Наш герой просто смотрит им вслед и говорит: "ни один не вернулся назад".
Его самолеты, его тонкие стройные птицы мечты будут участвовать в кровавой омерзительной бойне, будут сеять смерть и ужас и сами падать в ужасе и смерти. В них полетят на погибель одноразовые юноши. Ветер крепчает. Священный ветер, "камикадзе" войдет в языки мира.
Но это все останется за кадром. Не будет гуро, не будет взрывов, не будет вечных чумазых детей Голливуда, чтобы показать, что война это плохо, не будет Хиросимы и прочих последствий нагнетания и лязганья. Не будет банальностей, морализаторства и деклараций. А будет лишь кладбище самолетов. И герой стоит там без надрыва, в абсолютной просторной безнадежности сбывшейся мечты, сделанной работы жизни.
- Это поле нашей мечты?
- Да.
- Больше похоже на ад.
- Что поделать.
Чистый, тонкий, прозрачный, удивительно красивый фильм. И ветер стихает.
Очень грустное прощание вышло у мэтра. И очень закономерное. И очень талантливое.
P.S. Отдельное и на редкость сильное впечатление производят сцены великого кантосского землетрясения. На самом деле сильное. 